Вестник Северо-Осетинского государственного университета
имени К.Л. Хетагурова
Научный журнал
ISSN 1994-7720 (Print)

Развитие личности при обучении русскому языку в школе

УДК 37
DOI: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2020-1-94-103

Развитие личности при обучении русскому языку в школе

Кунавин Б.В. /

Получена: 05.02.2020 Принята: 21.02.2020 Опубликована онлайн: 25.03.2020

Резюме: В статье исследуется процесс развития личности при обучении русскому языку в школе с использованием концептной методики. Актуальность статьи обусловлена падением интереса у обучающихся к чтению эталонной литературы, их слабыми языковыми и коммуникативными компетенциями, отсутствием эстетического вкуса, недостаточным развитием нравственных и интеллектуальных качеств. В то же время в существующей педагогической науке отсутствуют эффективные современные технологии решения указанных проблем, в частности, на уроках русского языка, предоставляющих для этого множество возможностей, особенно в аспекте использования когнитивного метода. Научная новизна работы заключается в раскрытии при обучении русскому языку потенциала концептной методики, направленной на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей у обучающихся, а также на осознание ими самоценности национальной культуры и русского языка. В качестве основных методов исследования использовались методы педагогической науки и методы педагогической деятельности (индукция, дедукция, обобщение и систематизация, когнитивный метод). Комплексное применение указанных методов на уроках русского языка позволило решить проблемы, связанные с языковой репрезентацией культурных концептов и ментальных процессов. Основной результат работы заключается в выводе о том, что применение концептной методики на уроках русского языка служит углублению и расширению знаний о русской культуре, жизни и быте русского народа, его мировоззрении, способствует всестороннему развитию личности. Именно концептная методика обуславливает формирование у обучающихся потребности в самосовершенствовании и самоизменении, способствует развитию наблюдательности, воображения, эстетического вкуса, а усвоение концептов культуры, формирует у них любовь к языку, природе, людям. Важно то, что когнитивный подход к изучению русского языка служит усвоению обучающимися не только его коммуникативной функции, но и эстетической, эмотивной, когнитивной.

Ключевые слова: личность, воспитание, культура, развивающее обучение, концепт, картина мира, компетенции, ментальность

Для цитирования: Кунавин Б.В. Развитие личности при обучении русскому языку в школе// Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2020; 1: 94-103. DOI: 10.29025/1994-7720-2020-1-94-103

Загрузить статью

pdf.png (русский)


ISSN 1994-7720 (Print)
^ Наверх