Содержание номера
Вестник Северо-Осетинского государственного университета
имени К.Л. Хетагурова
Научный журнал
ISSN 1994-7720 (Print)

Содержание номера

УДК 378
DOI: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2022-4-198-205

Модель формирования универсальных компетенций будущих педагогов в воспитательной среде университета

Авторы: Чуракова А.В.

Получена: 12.10.2022 Принята: 25.10.2022 Опубликована онлайн: 25.12.2022

Резюме: В настоящей статье рассматривается состав и структура структурно-функциональной модели формирования универсальных компетенций будущих педагогов в воспитательной среде университета. С переходом высшего образования на модернизированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в теорию компетентностного подхода в образовании и в педагогической практике было введено понятие универсальных компетенций, которое закрепилось как единое для всех областей высшего образования в РФ. В их основе лежат нормы профессиональных стандартов, а универсальные компетенции дополняют профессиональную квалификацию. Они отражают комплексные характеристики качества образовательной подготовки будущего педагога и предъявляют новые требования к их подготовке. Формировать универсальные компетенции необходимо в условиях воспитательной среды в образовательных организациях высшего образования на протяжении всего периода обучения не только в учебной деятельности, но и во внеаудиторном компоненте процесса образования на основе разнообразных форм построения образовательного процесса, безотносительно к определенной дисциплине образовательной программы. Цель исследования заключается в разработке структурно-функциональной модели формирования универсальных компетенций будущих педагогов в воспитательной среде университета. При проведении исследования использовались методы теоретического анализа и синтеза, их абстрагирование и конкретизация. Основным методом, используемым для достижения цели, выступало моделирование педагогической и воспитательной работы как единого целенаправленного процесса. В результате представлена структурно-функциональная модель формирования универсальных компетенций будущих педагогов в воспитательной среде университета и конкретизировано содержательное наполнение мотивационно-целевого, организационно-процессуального, содержательно-деятельностного и критериально-результативного блоков, объединенных общей целью.

Ключевые слова: будущие педагоги, воспитательная среда, модель формирования, универсальные компетенции, университет. 

Для цитирования: Чуракова А.В. Модель формирования универсальных компетенций будущих педагогов в воспитательной среде университета // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2022. № 4. С. 198–205. DOI: 10.29025/1994-7720-2022-4-198-205.

Загрузить статью

pdf.png (русский)

Об авторе:
А.В. Чуракова
Мурманский арктический государственный университет 
(Российская Федерация, г. Мурманск);
ORCID ID: 0000-0003-3488-5794;
Researcher ID: W-3299-2018; e-mail: 20022005@mail.ru

Список литературы:
1. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессионально-преподавательских коллективов вузов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. 52 с. 
2. Баканов А.А. Формирование универсальных проектных компетенций в подготовке инженерных кадров: междисциплинарный подход // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. С. 82.
3. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография / А.В. Пономарев [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. 2015. 408 с.
4. Дулепов Д.В. Формирование общекультурных компетенций будущих офицеров в процессе воспитательной работы в военном вузе: автореферат дис. … канд. пед. наук. Орел, 2019. 24 с. 
5. Жевакина Н.В. Воспитание студенческой молодежи в условиях образовательного учреждения высшего образования с позиции личностно-ориентированного подхода // Педагогика и психология: теория и практика. 2020. № 2 (18). С. 48-51.
6. Литвинова Ю.В. Развитие коммуникативной компетенции руководителей системы среднего профессионального образования в условиях сетевого взаимодействия: дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2020. 190 с. 
7. Минеев П.В. Автоматизация процесса формирования основных профессиональных образовательных программ в условиях ФГОС ВО 3++: проблемы и пути решения // Информатизация образования и науки, 2019. № 1(41). С. 36-48.
8. Михайлов А.А. Методическая система подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности») в условиях социального партнерства с организациями силовых ведомств: автореферат дис. ... доктора пед. наук. Нижний Новгород, 2019. 46 с.
9. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики: Учебное пособие. Москва: ООО «Издательский Дом «Вузовский учебник» Издательский Дом «Инфра-М», 2015. 288 с. 
10. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования. Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / С.М. Авдеева, П.В. Гасс, Е.Ю. Карданова, Ю.Н. Корешникова, А.А. Куликова, Е.А. Орел, Т.В. Пащенко, П.С. Сорокин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 52 с.
11. Тарханова И.Ю. Формирование универсальных компетенций обучающихся средствами университетской среды // Вестник КГУ: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2018. С. 123-128.
12. Чуракова А.В. Значение когнитивного компонента при формировании универсальных компетенций будущих педагогов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 4(79). С. 73-80. 
13. Чуракова А.В. Особенности формирования универсальных компетенций будущих педагогов физической культуры // Перспективы науки. 2021. № 12(147). С. 327-329.
14. Чуракова А.В. Регулирование воспитательного процесса в образовательных организациях высшего образования через федеральные нормативно-правовые документы // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36). С. 201-205.
15. Шалимова О.Н. Формирование общекультурных компетенций у будущих офицеров полиции в образовательных организациях МВД России: дис. … канд. пед. наук. Орел, 2020. 179 с.
16. Danek J. Philosophical and societal elements of human upbringing // Xlinguae. 2019. Т. 12 № 4. P. 66-67.
17. Sher M.L., Saznina H.M. Modern technologies methods and approaches in the educational process // Colloquium-Journal. 2018. № 12-3 (23). P. 47-50.


ISSN 1994-7720 (Print)
^ Наверх