Содержание номера
Вестник Северо-Осетинского государственного университета
имени К.Л. Хетагурова
Научный журнал
ISSN 1994-7720 (Print)

Содержание номера

УДК 373.016:1/3+8-047.44
DOI: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2022-4-146-152

Анализ практики формирования социально-гуманитарных знаний обучающихся общеобразовательной школы (на материалах опытно-экспериментальной работы)

Авторы: Дятлова Е.Н.

Получена: 26.09.2022 Принята: 05.10.2022 Опубликована онлайн: 25.12.2022

Резюме: Статья посвящена проблеме формирования знаний в системе общего образования. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы в целях изучения актуального состояния практики формирования социально-гуманитарных знаний обучающихся общеобразовательной школы с последующим его анализом, позволяющем выявить общие тенденции развития и совершенствования современной системы социально-гуманитарного образования. Показана результативность исследовательского инструментария, представленного методами изучения организационно-нормативной и учебно-методической документации, анализа практики формирования учебных знаний, наблюдения за ходом учебной работы учеников, за учебно-методической работой педагогов, анализа продуктов деятельности учащихся и педагогов, а также методами опроса, беседы, системно-целостного анализа эмпирического материала. Исследовательскому обследованию подлежали нормативные, учебные и учебно-методические материалы, продукты деятельности учащихся и педагогов, полученные в ходе реализации педагогического процесса на уроках истории Отечества, всеобщей истории, обществознания, права, экономики, Основ православной культуры. Изучение современного состояния практики формирования социально-гуманитарных знаний в системе общего образования проводилось в нескольких направлениях: готовность педагогов к решению проблем формирования знаний, выявление дидактико-методических проблем преподавания и формирования социально-гуманитарных знаний обучающихся, установление результативности обучения социально-гуманитарным знаниям. Проведённая работа позволила установить общий уровень результативности обучения предметам социально-гуманитарного цикла, определить её характеристики, в том числе соответствие требованиям государственных образовательных стандартов. В ходе исследования выявлены актуальные проблемы обучения и преподавания социально-гуманитарных знаний. Материалы статьи будут полезны педагогам, преподающим предметы социально-гуманитарного цикла, методистам, работающие над проблемой качества формирования предметных знаний социально-гуманитарного цикла. 

Ключевые слова: социально-гуманитарные знания, общеобразовательная школа, процесс формирования знаний, практика преподавания, результат обучения.

Для цитирования: Дятлова Е.Н. Анализ практики формирования социально-гуманитарных знаний обучающихся общеобразовательной школы (на материалах опытно-экспериментальной работы) // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2022. № 4. С. 146–152. DOI: 10.29025/1994-7720-2022-4-146-152.

Загрузить статью

pdf.png (русский)

Об авторе:
Е.Н. Дятлова
Луганский государственный педагогический университет
(Российская Федерация, г. Луганск);
ORCID ID: 0000-0003-2626-5552;
e-mail: dyatlova-elena@list.ru

Список литературы:
1. Баскаков Ю.В. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Ростов н/Дону: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2010. 92 с. 
2. Вяземский Е.Е. «Эпоха 2020-х» и модернизация общего исторического образования: поиск подходов // Современное социально-гуманитарное образование: векторы развития в год науки и технологий: Матер. VI междунар. конф., 22–23 апреля 2021 г. / Под общ. ред. М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой. М.: МПГУ, 2021. С. 5–21.
3. Гаджиева П.Д. О вопросах совершенствования методики преподавания обществознания в школе // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5(66). С. 78–79.
4. Государственный образовательный стандарт основного общего образования Луганской Народной Республики: утв. приказом МОН ЛНР от 21 мая 2018 г. № 495-од. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minobr.su (дата обращения: 03.02.2022).
5. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Луганской Народной Республики: утв. приказом МОН ЛНР от 21 мая 2018 г. № 495-од. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minobr.su (дата обращения: 07.02.2022). 
6. Донская Н.С. Метод структурно-функционального анализа содержания исторического образования: к анализу научно-методического наследия профессора П.В. Горы // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Том 5. Выпуск 6. С. 760–765.
7. Завражин А.В. Современное гуманитарное познание и гуманитарные науки // Вестник МИЭП. 2016. № 3(24). С. 51–59.
8. Краснова Л.А. Требования к отбору содержания образования в конструируемых моделях обучения: общедидактический аспект // Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации: Сб. матер. всерос. науч.-прак. конф., 26 ноября 2015 г. / Под ред. И. Ю. Синельникова. М.: МПГУ, 2016. С.112–119.
9. Лукаш С.Н. Современная образовательная ситуация: кризис российского образования // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. 2019. № 2(11). С. 11–16.
10. Лях Ю.А. Качество обучения как приоритетная задача образовательного учреждения // Гуманизация образования. 2010. № 2. С. 34–41.
11. Об образовании: Закон от 30.09.2016 № 128-ІІ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nslnr.su/ (дата обращения: 01.02.2022).
12. Пахомова Е.В. Современная история России: основные трудности в изучении и преподавании // Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч. 2 / Под общ. ред. Л.В. Алексеевой. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. С. 21–26.
13. Сербина О.А. Современные тенденции в отечественном образовании и отношение к ним в обществе // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук: Сбор. труд. ІV междунар. науч.-практич. конф. СПб.: Из-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2020. С. 284–292.
14. Стрелова О.Ю. «Все, что было не со мной, помню»: проблемы и ресурсы воспитания исторической памяти в эпоху двадцатых // Историческое и обществоведческое образование: ресурсы, проблемы и перспективы: матер. всерос. науч.-практич. конф., 10–11 июня 2021 г. / Науч. ред. М.Г. Цыренова. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2021. С. 93–102.
15. Шевченко Н.И. Стандартизация исторического образования: вызовы и поиск ответа // Современное социально-гуманитарное образование: векторы развития в год науки и технологий: Матер. VI междунар. конф., 22–23 апреля 2021 г. / Под общ. ред. М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой. Москва: МПГУ, 2021. С. 38–45.


ISSN 1994-7720 (Print)
^ Наверх