Содержание номера
Вестник Северо-Осетинского государственного университета
имени К.Л. Хетагурова
Научный журнал
ISSN 1994-7720 (Print)

Содержание номера

УДК 372.8
DOI: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2022-4-138-145

Формируем навыки семантического анализа текста (на материале повести А.П. Чехова «В овраге»)

Авторы: Дубова М.А.

Получена: 03.10.2022 Принята: 14.10.2022 Опубликована онлайн: 25.12.2022

Резюме: Статья посвящена вопросам теории и практики анализа художественного текста на уроках русского языка и словесности в средней общеобразовательной школе. Несмотря на то, что в современной лингводидактике накоплена многочисленная научная, справочная и учебно-методическая литература, посвященная разнообразным аспектам изучения текста, до сих пор не теряет своей актуальности проблема поиска оптимальных приемов и форм организации работы учеников с текстом. Принимая во внимание многоаспектность подходов к анализу художественного текста, мы акцентируем внимание на изучении его семантического пространства. Таким образом, цель статьи состоит в организации работы по формированию у учащихся старших классов навыков семантического анализа текста на примере изучения пространственного континуума художественного произведения с точки зрения его структурно-семантической организации и средств лексической репрезентации. Эффективность и целесообразность предлагаемой работы состоит в органичном сочетании традиционных приемов и методов современных педагогических технологий. Предметом исследования является одна из повестей А.П. Чехова – «В овраге». Проведенный анализ опирается на лингвостилистический и сравнительно-сопоставительный методы, а также методы цитирования и целостного анализа литературного произведения. В результате исследования был разработан алгоритм семантического анализа пространственного континуума повести А.П. Чехова, опирающийся на приемы проблемной технологии и технологии развития критического мышления, а также органичное сочетание индивидуальной и групповой работы. Предложенный формат работы способствует развитию креативного и критического мышления обучающихся, формированию умений работать как индивидуально, так и в группах, развитию коммуникативной и лингвистической компетенций.

Ключевые слова: семантический анализ, пространственный континуум, система работы, А.П. Чехов, «В овраге», технологии развития критического мышления и проблемного обучения.

Для цитирования: Дубова М.А. Формируем навыки семантического анализа текста (на материале повести А.П. Чехова «В овраге») // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2022. № 4. С. 138–145. DOI: 10.29025/1994-7720-2022-4-138–145.

Загрузить статью

pdf.png (русский)

Об авторе:
М.А. Дубова
Государственный социально-гуманитарный университет 
(Российская Федерация, г. Коломна);
ORCID ID: 0000-0001-6906-1002; 
e-mail: dubovama@rambler.ru

Список литературы:
1. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум. 6-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. 496 с. 
2. Болдырев Н.Н. Антропоцентризм пространства и времени как форм языкового сознания // Когнитивные исследования языка. 2018. Вып. XXXII. С. 26–35.
3. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. М.: Флинта : Наука, 2009. 520 с
4. Верещагин Е.М, Костомаров В.Г. Дом бытия языка. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция логоэпистемы. М.: Икар, 2000. 124 с.
5. Дубова М.А., Ларина Н.А. Филологический анализ текста: рецепция рассказа И.А. Бунина «Эпитафия» // Филология: научные исследования. 2021. № 12. С. 71 – 81. DOI: 10.7256/2454-0749.2021.12.35179 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35179
6. Дубова М.А., Ларина Н.А. Средства репрезентации пространственного континуума в ранних рассказах И.А. Бунина // Научный диалог. 2021. №10 (октябрь). С. 191-213. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-10-191-212
7. Дубова М.А., Ефремова В.В. Цветопись и светопись как составляющие мира творца в рассказе И.А. Бунина «Безумный художник»: филологический анализ на основе кейс-технологии // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2021. №3. С.92-99. DOI: 10.29025/1994-7720-2021-3-92-99.
8. Земская Ю.Н., Качесова И.Ю., Комиссарова Л.М. и др. Теория текста: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2012. 224 с.
9. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М., 2018. 296 с. 
10. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Издательский центр «Академия». 2014. 272 с.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. докт. филол. Наук, проф. Н.Ю. Шведовой. 15-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1984. 816 с.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
13. Тамазян В.А., Дубова М.А. Концепт «пространство» как компонент характеристики языковой личности А.И. Боброва (на материале повести А.И. Куприна «Молох») // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 6 (159). С. 179–184.
14. Чернявская В.Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса. М.: ЛЕНАНД, 2014. 200 с.
15. Чехов А.П. В овраге // Сочинения в 2-х томах. Т. 2. Повести; Рассказы 1894–1903; Пьесы. М.: Худож. лит., 1983. 480 с. С. 259–281.
16. Ярская-Смирнова Е. Создание академического текста: учеб. пособие для студентов и преподавателей вузов. М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013. 156 с.


ISSN 1994-7720 (Print)
^ Наверх