Содержание номера
Вестник Северо-Осетинского государственного университета
имени К.Л. Хетагурова
Научный журнал
ISSN 1994-7720 (Print)

Содержание номера

УДК 373.3
DOI: https://doi.org/10/29025/1994-7720-2022-4-132-137

Психолого-педагогические аспекты проблемы речевого развития дошкольников в условиях полилингвального культурного пространства

Авторы: Дзидзоева С.М.

Получена: 24.10.2022 Принята: 08.11.2022 Опубликована онлайн: 25.12.2022

Резюме: в данной статье освещается современное состояние проблемы речевого развития дошкольников в условиях полилингвального культурного пространства. Основное содержание исследования составляет анализ разнородности языкового окружения дошкольника, специфика речевого развития ребенка-билингва, психолого-педагогические аспекты овладения двумя языками в условиях детского сада и семьи. Опираясь на исследования последних лет отмечено, что дети дошкольного возраста из семей поликультурного национального объединения требуют особого внимания со стороны педагогов дошкольного образования. Выделены необходимые условия речевого развития дошкольников в полилингвальном культурном пространстве: учет психолого-педагогических особенностей усвоения второго языка; учет рассмотрения изучаемого языка с точки зрения обучающегося, который владеет языком другой системы. Для решения данной проблемы подчеркивается важность тесного сотрудничества семьи и детского сада в всестороннем развитии двуязычного ребёнка; повышения уровня психолого-педагогической грамотности родителей и общей культуры семьи; разработке ИОМ (индивидуального образовательного маршрута), дифференцированного и индивидуального подхода к семьям воспитанников; изучения, обобщения и распространения лучшего опыта деятельности практических работников дошкольного образования региона; включение родителей в осуществление педагогического процесса детского сада по приобщению к языковой культуре своего народа, который позволяет получать знания дошкольникам о своих национальных традициях и обычаях, воспитывать любовь к Родине, уважение к другим национальным культурам.

Ключевые слова: речевое развитие дошкольника, полилингвальное культурное пространство, дети-билингвы, дети-монолингвы, дошкольное образование, родители, языковая культура.

Для цитирования: Дзидзоева С.М. Психолого-педагогические аспекты проблемы речевого развития дошкольников в условиях полилингвального культурного пространства // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2022. № 4. С. 132–137. DOI: 10/29025/1994-7720-2022-4-132-137.

Загрузить статью

pdf.png (русский)

Об авторе:
С.М. Дзидзоева
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
(Российская Федерация, г. Владикавказ); 
ORCID ID: 0000-0001-7909-9573;
e-mail: sofia62@mail.ru

Список литературы:
1. Дешериев Ю.Д. Влияние социальной группы на развитие двуязычия. М., 2008. 358 с.
2. Дзидзоева С.М., Красношлык З.П. Поликультурный подход к формированию гражданской идентичности в теории и практике дошкольного образования // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию кафедры дошкольной педагогики. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2013. С. 22-27.
3. Дзидзоева С.М., Красношлык З.П. Воспитание в мире культуры родного края на материалах РСО-Алания [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие (электрон. издание). Саратов: АЙ ПИ ЭР МЕДИА, 2019. 137 с.
4. Дзидзоева С.М., Красношлык З.П. Технологический ориентир этнокультурного образования дошкольников в условиях РСО-Алания // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 331-333.
5. Микляева Ю.В. Психолого-педагогические условия работы с детьми, воспитывающимися в билингвальной среде // Детский сад от А до Я. 2006. № 6. С. 112-116.
6. Протасова Е.Ю. Многоязычие в детском возрасте: взгляды родителей и размышления педагогов // Образование и саморазвитие. 2021. Том 16. № 1. С. 91-101.
7. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников. М.: МПСИ, 2005. 224 с.


ISSN 1994-7720 (Print)
^ Наверх