Содержание номера
Вестник Северо-Осетинского государственного университета
имени К.Л. Хетагурова
Научный журнал
ISSN 1994-7720 (Print)

Содержание номера

УДК 37
DOI: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2022-4-126-131

Эмоциональный интеллект как психолого-педагогический феномен

Авторы: Алиева А.А., Мусханова И.В.

Получена: 12.10.2022 Принята: 25.10.2022 Опубликована онлайн: 25.12.2022

Резюме: Статья посвящена анализу конструкта эмоциональный интеллект как психолого-педагогический феномен. Выявлено противоречие между психофизиологическими и социальными потребностями человека и его отношением к жизни, когда эмоциональность противопоставляется рациональности. Указано на многоаспектность эмпатического способа общения, подразумевающего вхождение в личный мир другого и пребывание в нём «как дома», включающий постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям партнёра по взаимодействию, а также пребывание в мире другого человека, не вынося оценочных суждений, принимая разные оттенки и краски ситуаций. Дана характеристика эмпатичного человека как ответственного, активного, умеющего сопереживать, вчувствоваться в состояние другого человека. Выделено, что эмоциональный интеллект базируется на эмоциональном потенциале, включающем способность активно воспринимать информацию, понимать невербальную коммуникацию и адаптироваться к широкому спектру эмоций, а также в состав эмоционального интеллекта входят самосознание, самоконтроль, навыки отношений и эмпатия. Подчеркнута связь самосознания и самоконтроля, при этом самосознание позволяет человеку управлять эмоциями, а навыки отношений характеризуют умение человека налаживать взаимоотношения с другими людьми, что дает основание определить их как социальную компетентность. Отмечено, что эмоциональный интеллект имеет двойственную природу и связан, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой – с личностными особенностями человека. Дано определение эмоционального интеллекта как интегрального качества личности, включающего эмоциональное сознание, эмоциональное поведение, эмоциональное восприятие. Сделан вывод о корреляции эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности, что обосновано особенностями развития личности и ее внутренними ресурсами.

Ключевые слова: эмоция, интеллект, личность, развитие, потенциал, образование, взаимодействие, поведение, состояние.

Для цитирования: Алиева А.А., Мусханова И.В. Эмоциональный интеллект как психолого-педагогический феномен // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2022. № 4. С. 126–131. DOI: 10.29025/1994-7720-2022-4-126-131.

Загрузить статью

pdf.png (русский)

Об авторе:
А.А. Алиева 
Чеченский государственный педагогический университет
(Российская Федерация, г. Грозный);
ORCID ID: 0000-0003-4526-2066;
e-mail: asetalieva36@mail.ru

И.В. Мусханова
Чеченский государственный педагогический университет
(Российская Федерация, г. Грозный);
ORCID ID: 0000-0001-8629-5599;
e-mail: vinter_65@mail.ru

Список литературы:
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009.
2. Антошкина Е.А., Белова А.С. Эмоциональный интеллект и искусство владеть собой // Учёный XXI века. 2022. С. 62-65.
3. Батчаева Х.Х.М., Алиева Д.К. Этнокультурная социализация личности обучающегося в условиях региональной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 19-20.
4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
5. Исаева О.М., Савинова С.Ю. Развитие эмоционального интеллекта в профессиональной подготовке студентов-hr-менеджеров // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018. №. 1-1. С. 77-82.
6. Карузо Д., Сэловей П. Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять. СПб.: Питер, 2017. 301 с.
7. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: Дисс. … канд. психол. наук. Москва, 2014. 222 c.
8. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001.
9. Люсин Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерения, исследование. М., 2004.
10. Манойлова М.А. Анализ исследований эмоционального интеллекта: история и современность // Святой благоверный князь Александр Невский-800 лет на страже России. 2021. С. 118-121.
11. Мусханова И.В. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной личности в семье // Психология и психотехника. 2011. № 5 (32). С. 81-84.
12. Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 428–430.
13. Скворцова Н.В. Эмоциональный интелект в школе: определение понятия, структура и условия развития // Вопросы педагогики. 2020. №. 11-1. С. 249-252.
14. Трусова Л.Н. Эмоциональный интеллект руководителя //Качество управленческих кадров и экономическая безопасность организации. Тринадцатые Ходыревские чтения. 2019. С. 191-194.
15. Фролова Т.А. Теоретический анализ понятия «эмоциональный интеллект» // World science: problems and innovations. 2018. С. 273-275.


ISSN 1994-7720 (Print)
^ Наверх