Содержание номера
Вестник Северо-Осетинского государственного университета
имени К.Л. Хетагурова
Научный журнал
ISSN 1994-7720 (Print)

Содержание номера

УДК 930.85
DOI: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2022-4-75-83

Модель мира в архитектуре Нузальского храма

Авторы: Мамиев М.Э.

Получена: 27.10.2022 Принята: 15.11.2022 Опубликована онлайн: 25.12.2022

Резюме: Статья посвящена выявлению трехуровневой индоиранской модели мира в архитектуре Нузальского храма. Это соответствует теории трехфункциональности, сформулированной Ж. Дюмизилем для индоевропейского и, уже, индоиранского общества и подтвержденной исследователями в важнейших сферах скифо-аланской культуры. К сожалению, семантика аланской религиозной архитектуры остается не изученной, поэтому в статье предпринята попытка ее рассмотрения на примере средневековой Нузальской церкви – эталонного храма, который имеет большое историческое значение и несет в себе архитектурные и семантические черты самого широкого круга памятников аланской религиозной традиции.
Архитектура памятника рассматривается с точки зрения религиозного символизма, который и лежит в основе церковного зодчества. Сложная символика православного храма предполагает комплексное рассмотрение составляющих его элементов. В нашем случае речь идет об архитектурном облике, фресковой росписи и погребальном характере Нузальской церкви. В результате проведенного исследования, вслед за социальным устройством общества, мифологией, традиционном богослужением, хореографией, геральдикой концепция тернарности проявилась и в религиозной архитектуре. В архитектуре храма заложена идея трехуровневого мироздания, Мировой горы – с божественной, человеческой и хтонической сферами, которые соответствуют трем общественным функциям – религиозной (судейской), воинской и производительной. Колено Царазонта, которому принадлежало нузальское кладбище, находилось в парадигме этой трехфункциональной системы.
Сделанные выводы представляются вполне оправданными, т.к. историческая неизменность представления об идеальном общественном устройстве, воспроизводившем трехчастную структуру мироздания, традиционно имела характер мировоззренческой аксиомы для скифо-аланской культуры.

Ключевые слова:  история Алании, Нузальский храм, церковная архитектура, семантика, традиция, индоиранская культура.

Для цитирования: Мамиев М.Э. Модель мира в архитектуре Нузальского храма // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2022. № 4. С. 75–83. DOI: 10.29025/1994-7720-2022-4-75-83.

Загрузить статью

pdf.png (русский)

Об авторе:
М.Э. Мамиев
Институт истории и археологии РСО-Алания
(Российская Федерация, г. Владикавказ);
ORCID ID: 0000-0002-5713-4996;
е-mail: mikhailmamiev@yandex.ru

Список литературы:
1. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин // Избранные труды. Т. 1. Владикавказ: ИР, 1990. С. 142–242.
2. Белецкий Д.В. Заметки о нузальской церкви // Историко-филологический архив. 2. Владикавказ, 2004. С. 22–57.
3. Бзаров Р.С. Древняя традиция в общественном строе осетин-алагирцев первой половины 19 века // Проблемы исторической этнографии осетин. Орджоникидзе, 1988. C. 11–34.
4. Бзаров Р.С. Три осетинских общества в середине XIX века. Орджоникидзе: Ир, 1988. 155 с.
5. Бзаров Р.С. История в осетинском предании: сюжет о Чермене. Владикавказ: Ир, 1993. 128 с.
6. Бзаров Р.С. Аланское посольство в России: предшественники, полномочия, состав. М.: СЕМ, 2013. 120 с.
7. Бзаров Р.С. Из истории аланской культуры. М.: СЕМ, 2014. 400 с.
8. Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира // Византийский временник. 1986 № 47. С. 163–181.
9. Газданова В.С. Золотой дождь. Исследования по традиционной культуре осетин: Сб. научных трудов. Владикавказ: РИО СОИГСИ, 2007. 438 с.
10. Грантовский Э.А. Индо-иранские касты у скифов. XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР. М., 1960. 22 с.
11. Джанашвили М.Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России. Тифлис, 1897. 206 с.
12. Дзиццойты Ю.А. Нарты и их соседи. Владикавказ: Алания, 1992. 280 с.
13. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1976. 280 с.
14. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М.: Наука, 1990. 220 с.: ил.
15. Калинина Г.В. Символика и устройство православного храма. М., 2012. 96 с.
16. Кириллов Э.П. Храм как образ мира // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2020. № 1 (8). 2020. С. 6–12.
17. Кузнецов В.А. Реком, Нузал и Царазонта. Владикавказ: Ир, 1990. 200 с.
18. Лидов Алексей. Иеротопия. Пространственные иконы и образы парадигмы в византийской культуре. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2009. 362 с., ил.
19. Медведев А.П. В поисках древнейших социальных структур индоевропейцев (к 100-летию Ж. Дюмезиля) // Вестник ВГУ. Серия 1, Гуманитарные науки. 1997. № 2. С. 99–113.
20. Мысыккаты Б. Арийские (индоиранские) истоки аланского триколора // Историко-филологический архив. 9. Владикавказ, 2019. С. 28–45.
21. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах, и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского. М.: Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. – 312 с.
22. Пфаф В.Б. Путешествие по ущельям Северной Осетии // Сборник сведений о Кавказе. Вып. 1. 1871. С. 127–176.
23. Пфаф В.Б. Материалы по древней истории Осетии // ССКГ. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. V. 1871. С. 1–100.
24. Пчелина Е.Г. Нузальская часовня «Нузалы аргъуан» // Пчелина Е.Г. Ossetica. Владикавказ: ООО «Золотое сечение», 2013. С. 14–31.
25. Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. М.: Наука, 1977. 216 с.
26. Раевский Д.С. Мир скифской культуры. М.: Языки славянских культур, 2006. 600 с.
27. Русско-осетинские отношения в XVIII веке. Сборник документов в 2-х т. Т. 2. Орджоникидзе: ИР, 1984. 439 с.
28. Салбиев Т.К. В поисках Создателя: мифология и традиционная культура осетин. М.: СЕМ, 2013. 240 с.
29. Салбиев Т.К. Об этимологии осетинского Хуыцау/Хуцау ‘Бог’ (в поисках Создателя) // В поисках Создателя: мифология и традиционная культура осетин. М.: СЕМ, 2013. С. 202–237.
30. Салбиев Т.К. Фрески Нузальского храма, как памятник взаимодействия двух духовных традиций. Известия СОИГСИ. № 28 (67). 2018. С. 5–18.
31. Свод памятников истории и культуры Осетии-Алании: т. 2: районы Республики Северная Осетия-Алания. Владикавказ: ИПП им. В.А. Гассиева, 2021. 544 с.: рис., схем.
32. Уарзиати В.С. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995. 448 с.
33. Уарзиати В.С. Средневековый герб алан-осетин // Избранные труды. Этнология, культурология, семиотика. Том. 1. Владикавказ: Абета, 2017. С. 254–275.
34. Уварова П.С. Кавказ. Путевые заметки. М., 1887. 326 с.
35. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. 711 с.
36. Хазанов А.М. Социальная история скифов. М.: Наука, 1975. 342 с.
37. Шарашидзе Ж. Индоевропейская память Кавказа. Владикавказ: Ир, 2004. 79 с.
38. Эпос и мифология осетин и мировая культура. Владикавказ: Ир, 2003. 196 с.


ISSN 1994-7720 (Print)
^ Наверх