Содержание номера
Вестник Северо-Осетинского государственного университета
имени К.Л. Хетагурова
Научный журнал
ISSN 1994-7720 (Print)

Содержание номера

УДК 378
DOI: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2021-2-67-77

Использование кейс-технологии и метода проектов в процессе изучения профессионально-ориентированных дисциплин

Авторы: М.Т. Бекоева; М.А. Цаликова

Получена: 21.04.2021 Принята: 11.05.2021 Опубликована онлайн: 25.06.2021

Резюме: В статье представлено изыскание в области потенциальной значимости возможностей использования кейс-метода и метода проектов при формировании профессионального мышления студентов филологов и журналистов. Рассматриваются возможности использования кейс-технологии и метода проектов в процессе изучения профессионально-ориентированных дисциплин. Практическая значимость работы заключается в раскрытии действенности кейс-метода и метода проектов в процессе формирования навыков профессиональной деятельности. Актуальность данной статьи определяется современными реалиями учебного процесса в вузе. Кейс-метод и метод проектов дают возможность повысить мотивационную составляющую обучения, способствуют развитию прогрессивного мышления преподавателя и творческого потенциала студентов, необходимых в профессиональной деятельности. В образовательном процессе они оказываются дополнительными методами формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся. Они выступают как неотъемлемый фактор геймификации образовательного процесса, способствующего формированию навыков целесообразной деятельности, активизации мышления, привития умений самостоятельного поиска решений в стандартных и нестандартных ситуациях, возможных в ходе профессиональной деятельности, позволяют раскрыть скрытый потенциал студентов. В работе по повышению качества подготовки кадров эффективность демонстрируют методы кейсов и проектов, конкретные виды практической реализации которых в ходе занятий разрабатываются совместно преподавателями вуза и представителями работодателей. Цель статьи – определить методический потенциал кейс-метода и метода проектов в формировании профессионального мышления студентов филологов и журналистов; рассмотреть возможности использования кейс-технологии и метода проектов в процессе изучения профессионально-ориентированных дисциплин. Метод проектов является актуальной эффективной технологией, которая значительно повышает уровень владения учебным материалом, внутреннюю мотивацию обучающихся, уровень самостоятельности студентов. Метод кейсов инициирует развитие профессионального мышления, самостоятельности, нестандартности мышления, креативности. Студенты, сталкиваясь с формулированной проблемой, концентрируются на поиске решения проблемы, причем умелая интерпретация проблемы преподавателем направляет студентов на поиски нестандартных путей; все вышесказанное приводит к развитию интегративного мышления, существенно расширяет возможности обучающихся. Практика работы с кейс-методом и методом проекта на занятиях подтверждает их действенность в профессиональном становлении обучающихся вузов, расширении их профессионального кругозора и становлении профессионального мышления.

Ключевые слова: кейс-метод, метод проектов, профессионально-ориентированные дисциплины, формирование профессионального мышления.

Для цитирования: Бекоева М.Т., Цаликова М.А. Использование кейс-технологии и метода проектов в процессе изучения профессионально-ориентированных дисциплин. Вестник СОГУ. 2021. №2. С. 67–77.

Загрузить статью

pdf.png (русский)

Об авторе:
М.Т. Бекоева
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
(Российская Федерация, г. Владикавказ)
ORCID ID:0000-0002-2682-8776;
e-mail: kafruss@mail.ru 

М.А. Цаликова
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
(Российская Федерация, г. Владикавказ)
ORCID ID: 0000-0002-8848-6601;
e-mail:tsalma07@mail.ru 

Список литературы:
1. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.: Менеджмент. 2005;2:169–194. 
2. Золотарев А.А. Кейс-метод: особенности разработки и реализации. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. 
3. Смолянинова О.Г., Храмова Л.Н., Колокольникова З.У., Митросенко С.В., Лобанова О.Б. Реализация кейс-технологий в профессиональной подготовке будущего педагога. Современные проблемы науки и образования. 2015;4. Доступно по: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20683. Ссылка активна на 15.06.2020. 
4. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study. Инновации в российском образовании. М., 2000.
5. Могузова Т.В. Кейс-технология обучения. Профессиональное образование. 2004;5. 
6. Савостина Т.В. Применение кейс-метода на занятиях. Специалист. 2009;(4).
7. Залесова Н.Н. Проектный метод как современная технология становления культуротворческой деятельности учителя. Педагогические науки. 2006;4(20):209-215.
8. Голикова Л.В. Применение метода проектов при обучении студентов профессионально-ориентированной лексике. Поиск. 2003;3:242-244.
9. Ломакина О.Е. Проективность в методике формирования коммуникативной компетенции студентов языкового вуза: моногр. / O.E. Ломакина; Тамб. гос. ун-т, Волгогр. гос. пед. ун-т, Волж. гуманитар, ин-т ВолГУ. Волгоград, 2003.
10. Language case studies. Teacher training modules on the use of case studies in language teaching at secondary and university level: A handbook / Ed. by J. Fischer, E. Casey, A. M. Abrantes, E. Gigl, M. Lesnik. Austria: Council of Europe Publishing, 2008. 69 р.
11. Scott Simkins, Mark Maier. Just in Time Teaching: Across the Disciplines, and Across the Academy (New Pedagogies and Practices for Teaching in Higher Education). 2009.
12. Urban T. The live case method of creating the learning organization / Tom Urban, J. Bernard Keys. Journal of Management Development. 1994;13(8): 44-49.
13. Yin R.K. Applications of case study research / Robert K. Yin. 2nd ed. London: Sage Publications, 2003.
14. Alan В. Maximizing the benefits of project work in foreign language classrooms / B. Alan, F.L. Stoller. Forum: English teaching forum. 2005; 43(4):10-21.
15. Gudjons Herbert. Handlungsorientiert Lehren und Lernen: Schueleraktivierung Selbsttätigkeit - Projektarbeit / Von H. Gudjons. 4. Aufl. - Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 1994. 
16. Petri Gottfried. Idee, Realitaet und Entwicklungsmoeglichkeiten des Projektlernens. Graz: s. n., 1991. 
17. Russell J.D. Strategies for teaching project-based courses / J.D. Russell, Reiser R.A., Hruskocy C. Educational technology. 1999;39(2):56-59.
18. Celce-Murcia M., Dornyei Z., Thurrell S. Communicative competence: a pedagogically motivated model with content specifications. Issues in applied linquistics. 1995;6(2):5-35.
19. Agarwal Sh., Chakraborty S. Teaching and Evaluation of Business Communication: Genesis and Growth. International Journal of Innovation, Management and Technology. 2010;1(4): 381-387.
20. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing. Oxford University Press, 1980. 47 с.
21. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие: В 2-х книгах. Книга 2. Челябинск, ЧГПУ, 2012. 496с.
22. Цаликова М.А., Санакоева И.Г. Риторические основы обучения художественно-публицистическим жанрам старших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2016;6(61):469-471.
23. Бекоева М.Т., Глотова Т.А. Традиция, инновация и креативность как слагаемые формулы профессионального и творческого потенциала в обучении студента-бакалавра на филологическом факультете. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2016;3:122-126.
24. Яковлева С.В. Метод проектов и кейс-метод как средство формирования коммуникативной мобильности студентов неязыковых факультетов и инструмент интеграции в международное образовательное пространство. Вестник Псковского государственного университета. Серия: социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2014;5:411-415. 


ISSN 1994-7720 (Print)
^ Наверх